Как помочь ребенку научиться собирать портфель (из родительского опыта)
Как помочь ребенку учиться по «Школе 2100»
(опыт одного из авторов учебников — Д. Д. Данилова — папы ученицы 2 класса) Главный ответ на вопрос - как помочь ребенку учиться — позволить ему
быть самостоятельным и не мешать своей «помощью»! Однако это красивое
правило очень по-разному может быть применено к разным детям. Кто-то из них действительно готов с 1 класса взять на себя львиную долю ответственности за свою учебу. Кто-то же по самым разным психологическим особенностям требует к себе постоянного чуткого внимания.
Я кратко расскажу о своем небольшом родительском опыте — опыте папы второклассницы Ани Даниловой. Ребенок пошел в 1 класс. Одна из первых проблем — собирать за него портфель, чтобы он «не дай бог, ничего не забыл по малости лет!», или же…
Как научить ребенка самому вести дневник и собирать портфель
В первом классе моя дочь пользовалась дневником,
который специально разработали авторы «Школы 2100» . Мы с Анютой начали
с того, что вместе заполнили расписание на первую неделю. Причем
использовали не слова (она ещё фактически не умела читать), а рисунки-символы уроков: открытая книга — «обучение грамоте», знаки «+» и «-» — математика и т. д. Рисовал сначала я, но при этом проговаривал для Анюты, что и зачем делаю. Примерно так: «Вот
твой дневничок! Он поможет в новом важном деле — учёбе. Чтобы хорошо
учиться, тебе надо знать, какой наступает день недели, какие в этот день
у тебя будут уроки, какие книги и тетради нужно из дома принести
в школу и многое другое. Дневник поможет все это не забыть».
Потом я показал, как с помощью расписания собрать портфель
на ближайший учебный день: «Какой у нас завтра первый урок? Верно. —
„Обучение грамоте"! На этом уроке тебе понадобиться вот эта книга —
„Букварь". По ней ты будешь учиться правильно и быстро читать. Клади
её в портфель!». И так далее.
Перед следующим учебным днем я уговорил Анюту (хотя и с большим
трудом) САМОСТОЯТЕЛЬНО собрать портфель, пользуясь расписанием. Она
согласилась делать это только постоянно спрашивая: «Я все правильно
делаю?!». Учебники подбирала сама, а тетради докладывали мы с женой. При
этом помогали вопросами: «Сначала нужно посмотреть что? … Правильно. — Какие завтра будут уроки! Какой учебник тебе нужен будет к первому уроку?» И так далее до конца недели.
В конце недели мы вместе заполнили расписание на следующую неделю,
пользуясь расписанием первой недели как образцом. Причем значки
предметов Анюта рисовала уже сама, что ей ужасно нравилось, значительно
больше, чем пытаться писать названия предметов своими «корявыми
и некрасивыми» буквами.
День за днем мы уговаривали Анюту ВСЕ БОЛЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО собирать
портфель. Она довольно часто ошибалась, мы поправляли. Здесь главным
было НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ РУГАТЬ ЗА ОШИБКИ, А ХВАЛИТЬ ЗА КАЖДОЕ УСПЕШНОЕ
ДЕЙСТВИЕ. Для нашей девочки противоположная ситуация обернулась бы
плачем и полной потерей желания делать самостоятельно то, что ещё плохо
получается.
Однако через месяц-полтора Аня уже в основном обходилась без нашей помощи!