РОДИТЕЛЬ И УЧИТЕЛЬ
1. О правоте
Понимание
– едва ли не самое необходимое и в то же время дефицитное умение на свете.
Насколько проще б нам жилось, если бы мы умели запросто влезать в чужую шкуру,
просчитывать чужую логику, щадить чужие чувства… Или хотя бы понимали, что мы –
любой из нас – наверняка чего-нибудь или кого-нибудь не понимаем. Правильно
заданный вопрос – уже почти ответ. Сомнение в своей вселенской правоте – шаг к
пониманию пусть маленькой, но правоты другого.
Примечание.
Не думайте, пожалуйста, что я тут собираюсь проповедовать модную толерантность,
плюрализм и прочие демократические ценности. Скорей мои записки – это вариации
на тему святоотеческого афоризма: «Не будь вельми прав».
2. Откуда берется
склочность?
Школа
– то место, где непонимание от века оборачивается большим страданием. В
последние лет 50 мир научился замечать, что в школе от непонимания и равнодушия
взрослых тяжко страдают дети. Но вот об этом мы как раз не будем говорить –
разве что косвенно, ради конкретного примера.
Речь
пойдет о другом. С тех пор как у нас разрешили открывать частные школы и
появились православные НОУ (негосударственные общеобразовательные учреждения),
мучительно дает о себе знать непонимание между родителями и учителями. Уж не
одна школа погибла из-за внутренних распрей, вводя в смущение и искушение
многих людей, как церковных, так и «внешних».
Обычная школа – государственное учреждение, а
с государством спорить редко кто рискнет: себе дороже. Другое дело НОУ: оно и
материально от родителей зависит, и органы образования его не так чтоб очень
любят и защищать не станут, если что… То же можно сказать и про другие НОУ –
впрочем, не будем усложнять задачу. Пусть другие сами разбираются…
3. Идеальный выпускник
Родитель
и учитель в идеале должны быть единомышленниками и доверять друг другу. Ребенку
неполезно, когда дома учат одному, в школе – другому. Это чревато двоедушием,
цинизмом, лицемерием, утратой уважения к старшим… мне кажется, тут все понятно,
можно не продолжать.
Другое дело, что объективно оценить уровень
«идеальности» выпускника довольно сложно. «Не все то золото, что блестит».
«Чужая душа – потемки». И, наконец (то есть, во-первых, разумеется): «Не
судите, да не судимы будете». «Бог ведает сердечная» и вряд ли судит наших
деток по таким признакам, как длина волос, покрой юбки и даже наличие галстука.
А мы спорим и ссоримся чаще всего примерно по таким вот поводам.
4. Зачем об этом
говорить?
Но
мне бы не хотелось сразу сбиваться на искусительные мелочи нашей жизни. Речь
пойдет о существенных (на мой взгляд) разногласиях между родителями и
учителями. И о причинах этих разногласий. Их стоит вытащить на свет хотя бы для
того, чтоб легче было договариваться после споров.
Итак,
что нужно помнить, прежде чем устраивать скандал? И раз уж склоки начинаются,
как правило, с родительского возмущения, поговорим сначала о типичных
родительских ошибках.
Примечание.
Учителя, конечно, тоже ошибаются. Но над ними есть много разного начальства,
которое обязано учить их уму-разуму. И к этому начальству, в крайнем случае,
можно воззвать. А бедные родители предоставлены сами себе, своим эмоциям и
домыслам. Зато и управы на них никакой.
5. Корни недоверия
Самое
распространенное, фундаментальное и вредное заблуждение родителей гласит:
«Учитель
ничего не понимает, а я, конечно, знаю лучше, как нужно обращаться с моей
деточкой».
Далее
следуют несколько типичных «потому что»:
-
потому что мой ребенок уникален, он не такой, как все;
-
потому что я своего ребенка знаю лучше, чем какая-то чужая тетя;
-
потому что все учителя злые, равнодушные, детей не любят, только орут;
-
потому что к моему ребенку вечно придираются, а я все равно буду защищать его
от всех на свете.
Про
каждое из этих «потому что» надо сказать пару отдельных слов.
Примечание.
Я не хочу сказать, что в школе не бывает этих «потому что»: уникальных детей;
равнодушных или, наоборот, издерганных учителей; любимчиков и недотеп, на
которых вечно сыплются все шишки. Бывают. Но с такого рода обстоятельствами
бороться трудно. И ребенку от родительской «борьбы» чаще всего бывает только
хуже. А со своими ошибками бороться тоже трудно, зато это гораздо продуктивней.
И для детей полезней.
6. О том, чему учат
грабли
Итак,
«мой ребенок уникален, он не такой, как все», а потому учитель не может знать,
как этот уникум воспитывать.
Все
люди уникальны – в этом нет сомнений. И все в чем-то похожи или хотя бы
принадлежат к известным человеческим типам.
Однако
стоит вот что поиметь в виду. Для вас ваш ребенок – открытие. Если он первый
или единственный, вы довольно смутно представляете себе, каким он станет через
год, два, пять. Сколько раз и когда он изменится до неузнаваемости. И все
болезни для вас – впервые, и переходный возраст будет впервые, и ваши методы
воспитания неизвестно (для вас) к чему приведут. В такой ситуации не ошибаться
очень трудно – то есть совершенно невозможно.
А
учитель, если он не первогодок, уже видел и не раз, какие дети каким образом
меняются. Он тоже делал ошибки, но у него в одном классе человек 20-30, а учит
он не один класс, а несколько. Выпускает и снова берет классы… Одну и ту же
ошибку без конца не повторяют: шишек набьешь – чему-нибудь научишься. Ну, 25
раз ошибется педагог – на 26-ой уяснит, что так делать не надо…
В
общем, учитель скорее всего знает о детях больше вашего, потому что детей у
него очень много.
Примечание.
По моим наблюдениям, многодетные родители на пятом-шестом ребенке тоже
перестают делать ошибки (хотя бы грубые). Им уже все становится понятным, хотя
их дети тоже очень разные. И все-таки не стоит забывать: за те же годы у
учителя перед глазами пройдет несколько сот детей. Из них хоть кто-то может
оказаться в чем-то похож на вашего.
7. О психологическом
возрасте
Небольшое
уточнение к этому «потому что». Благодаря опыту, учитель видит ребенка в
развитии и довольно легко предугадывает, куда его занесет очередной возрастной
«скачок». А у родителей бывают проблемы с определением психологического
возраста их чад.
Мамы
имеют обыкновение отставать. Им хочется, чтобы ребенок подольше оставался их и
только их малышом. Папы имеют обыкновение торопить время и считать ребенка
более взрослым, чем он есть на самом деле. Папам нужен равный, соратник, а не
беспомощный малыш.
Нужны
примеры? Ну, пожалуйста. Мама считает сына «зайчиком» и норовить одеть его в
белые колготки и короткие штанишки, как в добром любимом детском садике. А сын
уже третьеклассник и рвется в войну играть с мальчишками… Папа считает, что сын
(такой же третьеклассник) уже взрослый, игрушки ему не нужны – даже игрушечный
автомат, чтобы играть все в ту же войну…
А
скажи этим мамам-папам, что они неправы – в ответ получишь либо взрыв
негодования, либо выскомерно-отстраненное: я лучше знаю моего ребенка.
Примечание.
Можно не оговариваться, что бывает и наоборот? Детки могут быть инфантильными,
а могут обогнать свой возраст. Все бывает. Но исключение потому и исключение,
что правило гораздо вероятнее.
8. Какого ребенка мы
знаем?
Следующее
«потому что» гласит: чужая тетя вообще не может знать мое родное чадо.
Доля
правды в этом есть. Ребенок в школе и ребенок дома иногда настолько друг на
друга не похожи, что оторопь берет. Только надо иметь в виду: учитель не знает
вашего домашнего… ну, может, и не ангела, но почти. Но и вы не видели, как
выглядит ваш ребенок, когда он хочет понравиться не вам, а своим
одноклассникам. Между прочим, выглядеть ангелочком в их глазах скорее всего
значит обречь себя на травлю. К тому же бегать с громким криком, озорничать, а
иногда и драться для детей (мальчиков особенно) настолько «органично», что и за
криминал-то в детской среде не считается.
Итак,
давайте осознаем: если учитель не знает домашнюю ипостась вашего ребенка, то вы
не знаете школьную. И если вам кажется, что он чего-то никак сделать не мог,
«потому что этого не может быть никогда», велика вероятность, что вы неправы.
Под давлением тяжелых обстоятельств или временного помрачения и взрослый
человек, бывает, совершает странные поступки. А ребенок, пока растет, столько
раз ошибется…
Прикиньте,
кстати, сколько времени проводите с ребенком вы, а сколько – эти самые «чужие
тети». Может быть, они давно уже и не чужие? Ведь полдня в школе – это полжизни
вашего ребенка.
Примечание.
Но вообще, что бы ни натворили дети, нельзя ставить на них клеймо «совсем
пропащих» - ни школе, ни родителям.
8. О бессердечных
учителях
«Учителя
злые, равнодушные, детей не любят, только орут». Да. Образ педагога ужасает,
престиж профессии близок к нулю. Но речь сейчас не о том, как это вредно и
опасно для страны (а оно слов нет, как опасно, - презрение к учителям,
неуважение к родителям и прочие разновидности хамства в библейском смысле этого
понятия). Речь о том, что в учительском портрете правда, а что нет.
Для
начала могу вас успокоить. Профессия учителя настолько тяжела, а платят за его
работу так неадекватно мало, что равнодушный к детям человек обычно в школе не
задерживается. Почти каждый учитель хоть один раз в жизни хотел бросить эту
ужасную работу и бежать куда угодно – только прочь из школы. А если оставался,
то исключительно благодаря тому, что без детей для него жизнь не в жизнь.
Учитель, не любящий детей, - это явление случайное и, в общем, редкое. Точнее,
временное. Или полюбит, или перестанет быть учителем. Сейчас сменить место
работы не так уж трудно… В большом городе – особенно.
Теперь
про злость и крики. Признайтесь сами себе честно: как вы переносите гвалт
нескольких детей, которые одновременно чего-то от вас требуют? Любите ли вы 25
раз говорить одно и то же, а на 26-ой убедиться, что вас опять не слушали?
Каким тоном вы разговариваете со своим ребенком, когда он капризничает,
канючит, не слушается, а у вас болит голова и вокруг сплошные неприятности?
Бывает,
что вы рявкнете, а то и наподдадите? Ох, бывает. Но не каждый же день – скажете
вы. Так и учительница тоже «орет» не все уроки напролет – на это никакого
голоса не хватит. Вы-то кричите соло, а ей нужно перекричать 30 детских глоток…
Но
на детей кричать нельзя! Да, это «непедагогично». От криков обычно больше
вреда, чем пользы (от родительских, кстати, тоже), а кричать с пользой – это
редкое искусство. Однако, к сожалению, педагогу вместе с институтским дипломом
никто не выдает волшебную палочку, чтобы управлять детьми и не тратить на это
нервы. Даже очень опытный учитель, почти волшебник, с виду невозмутимый, как
скала, выматывает себе душу детскими проблемами. Но что правда, то правда:
хороший профессионал обходится без криков (тем более – без злобных криков). А
выживают в школе главным образом профессионалы.
Примечание.
Но я, конечно, не хочу сказать, что, придя в школу, куда его позвали по случаю
конфликта, скандала, разбоя и проч., родитель не столкнется с неприятной,
ощетинившейся и издерганной особой. Особенно если вы (гипотетический родитель)
изберете тактику «упреждающего удара» и сразу начнете с атаки. Чем тут
поможешь? Разве что попробуйте себе представить, кого видит перед собой
учительница. Кроме того, можно утешить себя тем, что из двух зол вы точно
будете иметь дело только с одним: или учитель равнодушен, или все принимает
близко к сердцу.
9. О придирках
«К
моему ребенку придираются». История стара, как мир. Ребенок натворил что-то
очень несимпатичное и объясняет маме с папой, что все было не так. Не говорил
он этих слов, не рисовал таких картинок, дневник случайно потерял, чужую вещь
ему подбросили враги. На дом ничего не задавали – это одноклассники по ошибке
зачем-то учили правила и решали задачи. И вообще учительница сама все сказала
неправильно, а детка честно повторила слово в слово.
Последний
аргумент с недавних пор, можно сказать, вошел в моду. «Вы нам сами так
сказали», - нахально заявляет детка, ляпнув что-нибудь несуразное.
Вся
эта наглая ложь пускается в ход в одном случае: если мама с папой заведомо
поверят детке и ополчатся на учителей, которые посмеют утверждать обратное.
Разубеждать
родителей в том, что «ребенок всегда прав», - очень тяжелая задача. Ну разве
мог он врать с такими честными глазами? И слово дал к тому же…
Надо
иметь в виду одну существенную вещь. Ребенку очень тяжело признаться в чем-то
по-настоящему дурном (а кому легко?). Он больше всего на свете боится потерять
любовь и уважение родителей. Чтобы сохранить их, детка может нагородить тысячи
отговорок, оклеветать весь класс, учителей – кого угодно.
Ребенок
думает, что его дурной поступок навсегда отрежет его от родительской любви. Мир
рухнет. Жизнь на этом кончится.
Беда,
если родители тоже так думают. Ребенок растет и делает ошибки. Порой они
ужасны: воровство, непристойные рисунки, сквернословие – да мало ли что еще? По
головке за это гладить не нужно. Защищать тоже никого не нужно. Но отталкивать
ребенка от себя нельзя.
Версия
«они ко мне придираются» - это сигнал тревоги. Даже если очень хочется в нее
поверить, ни в коем случае не соглашайтесь, хотя бы на словах. Немедленно идите
в школу разбираться, а то, неровен час, упустите время, и детские ошибки станут
большой бедой.
Примечание.
Придираться учителя могут. Но так как смысла в этом нет, а придирки возникают
по каким-то неосознанным причинам, то придираться может какой-то один учитель.
А если все придираются – ну, извините, значит, детка всем сумела насолить.
10. О любви к порядку
Вообще-то,
даже странно, что версия с придирками встречается довольно часто. Дело в том,
что православные родители почему-то гораздо придирчивее и «строже» учителей.
Родителям
хочется, чтобы в том православном НОУ, куда они отдали свое чадо, все выглядело
суперблаголепно в любой момент: в будни и в праздники, на уроках и на
переменах, постом и в мясоед…
Проблема
в том, ЧТО считать порядком. Дети не могут все время ходить по струнке. Не
могут всегда быть образцом послушания, примером для подражания, и проч., и
проч. Когда дети растут, им совершенно необходимо пройти несколько кризисов,
набрать некоторый опыт…
Учитель
знает: когда дети превращаются в гадких и невыносимых «утят», их нужно
потерпеть. Они пройдут период «линьки» и превратятся (если их не загубить) в
нечто новое и прекрасное. «Терпеть» не значит игнорировать их безобразные
выходки. «Терпеть» - значит не отчаиваться, не пилить без конца, не требовать
невозможного (чтобы подросток в переходном возрасте был паинькой). Воспитывать,
даже ругать, но все-таки… терпеть.
Примечание.
Обычно такие доводы исполненный рвения родитель возражает: а как же преподобный
Сергий Радонежский? Ведь он был совершенно идеальным в любом возрасте: и в
отрочестве, ив младенчестве, и в юности?
И
жалко огорчать своих родителей, но все-таки неплохо им прикинуть, сколько таких
детей рождается на свете? Вон даже будущий Амвросий Оптинский был очень озорным
мальчишкой. К тому же и родители у отрока Варфоломея, как известно, тоже
святые. А как насчет родителей вашего отрока?
12. Опасность «тихих
омутов».
Бывают
детки, сохраняющие внешние признаки благонравия, когда их сверстники вовсю
бушуют. Родители буянов тихо завидуют родителям «ангелочков» и изводят своих
чад упреками. Учителя, наоборот, больше тревожат как раз тихие, потому что (мы
об этом говорили) сотни раз видели совершенно волшебное преображение: отбушевав
свое в 8-9 классе, в старшую школу вдруг приходит юноша, полный достоинства и
рыцарского благородства.
К
сожалению, бывает и наоборот. Те, кого слишком строго «держали» в кризисном
переходном возрасте, кто был тише воды ниже травы, когда другие шли вразнос,
скорей всего упущенное наверстает. И это будет много горше, чем относительно
безобидное буйство подростков. Когда вразнос идут взрослые юноши и девы,
последствия бывают в высшей степени серьезные. Уйти из дома, от духовника,
вообще из храма в 17-18 лет гораздо проще, чем в 13-14. Мамам не верится, что
тихий мальчик, не смеющий без разрешения ни в кино сходить, ни друга завести,
однажды хлопнет дверью и уйдет к таким друзьям, которые родителям и в страшном
сне не снились. А так бывает, и довольно часто. Это правило, а не исключение.
Примечание.
Речь идет о достаточно благополучных детях, которых тщательно оберегают от
любых контактов с «внешним» миром. Если в среде подростков процветают насилие,
секс и наркотики, от такой среды ребенка, безусловно, нужно оградить. Но ведь
не думаете же вы, что ваше чадо так и доживет до глубокой счастливой старости,
ничего не зная об окружающем его мире? И знания эти могут понадобиться гораздо
раньше, чем вы думаете.
13. О форме и содержании
Впрочем,
родителей, которые строги без меры в своей собственной семье, не так уж много.
Чаще всего встречаются родители другого рода. Они требуют, чтобы школа загнала
их детей в жесткие рамки и твердые формы, безжалостно и беспощадно муштровала и
вообще держала бы в ежовых рукавицах. Но сами при этом предпочитают не портить
отношения с детьми.
Пусть
школа будет «плохая», а я – хороший. Пусть школа возьмет на себя все
«непопулярные меры». А я буду утешать свою детку мороженым и ругать злых
учителей. И пусть они построже там, построже…
Слов
нет, школа, конечно, рухнет, если в ней не будет разумного порядка. Но зачем же
обязательно делать из нее образцово-показательную казарму, как о том мечтают
многие романтики ежовых рукавиц? Дети проводят в школе половину дня. Полвека
педагоги буквально бились за то, чтобы сделать школьную «среду обитания»,
комфортной для ребенка. Доказывали: ежедневный поход в школу не должен
становиться ежедневным стрессом. Похоже, все это отринуто и забыто ради
показного благолепия, внешней приглаженности, за которой, между прочим, может
скрываться все что угодно. Формальный внешний «порядок» часто скрывает
непригляднейшее содержание и наоборот: некоторая легкая «взъерошенность»
отличает часто очень хорошие школы, которые живут не напоказ, а от души. И
ничего не прячут за приглаженным фасадом.
Примечание.
Да-да, я слышу. За внешним разгильдяйством тоже могут стоять если не пороки, то
дурные наклонности. Но поверьте (если сможете): гораздо проще иметь дело с честным
открытым озорством, чем с подлым лицемерием. Хоть, впрочем, открытое хамство
тоже бывает омерзительным.
14. Просто о форме
Любовь
к порядку чаще всего неразлучна с любовью к школьной форме. Взрослым
свойственно забывать, как им хотелось от нее избавиться, когда они сами учились
в школе. Спустя какое-то время форма для большинства становится не символом
школьного рабства, а воспоминанием о детстве и поводом для ностальгии.
Если
оставить в стороне эмоции и посмотреть на форму трезво, мне кажется, в ней
больше плюсов, чем минусов. Форма мешает богатеньким выпендриваться, а бедным –
завидовать: хоть в одежке все равны. Форма гарантирует соблюдение приличий, не
отвлекает внимание от учебы, и ее не жалко повалять и потерзать во время
молодецких игр. Но при этом форма должна быть удобной, прочной, в ней не должно
быть жарко, холодно, противно (аллергично). И она не должна вызывать у детей
отчетливо отрицательных эмоций.
Рискну
сказать нечто крамольное. Мне кажется, нет ничего практичнее и уютнее, чем
джинсовая ткань. Вот как только забудутся идейные баталии ХХ века, так форму
станут шить только из нее. В конце концов, джинсы – рабочая одежда, не более
того…
Но
это всего лишь футурологический прогноз. А с галстуками надо решать прямо
сейчас.
Не
знаю, проводил ли кто-нибудь опрос насчет того, какая часть человечества «за»
галстук, а какая – «против». Наверно, выйдет пополам. Дело не в этом. Галстук –
деталь функционально бесполезная, а психологически - вредная, поскольку
вызывает только споры да раздоры. Стоит ли галстук тех уроков, с которых
выгоняют молодых людей, явившихся в школу без галстука? Сколько баллов будет
потеряно на всяческих ЕГЭ исключительно из-за галстучной войны? Решите сами,
положа руку на сердце, что вам важнее: галстук или знания?
Есть
очень простой вариант решения этой проблемы. Давайте запретим в школе ношение
галстуков юношам до 16 лет. А после 16 разрешим, но только по большим
праздникам. Давайте решим, что галстук на мальчике – это так же вульгарно, как
серьги на девочке. И так же недопустимо в школе.
Все.
Нет больше никаких проблем. Снять запрещенный галстук намного проще, чем
выпроваживать домой за галстуком забытым. Вы думаете, не пускать ученика в
школу без галстука – идиотизм, и никто до этого не додумается? Вспомните свое
пионерское детство.
Примечание.
Некоторые полагают, что детям не нравится форма просто потому, что это форма.
Как вам сказать? Красивая удобная одежда все-таки вызовет меньше отрицательных
эмоций, чем некрасивая и неудобная. Прежде чем создавать школьную форму (а этим
занимаются теперь в основном родители), спросите у своих детей, в чем им
категорически не хочется ходить. И не стоит ссориться с ними по пустякам.
15. Кто враг ребенку?
Прочитав
эту статью, родитель может возмутиться: что ж это получается? Не враг же я
своему чаду? Я ведь добра ему хочу и все делаю, чтобы он вырос прекрасным
человеком (тем самым образцом и идеалом, чей портрет мы набросали в начале
статьи). Какое вы имеете право утверждать, что все мои усилия пойдут ребенку
только во вред? С чего вы взяли, что выйдет по-вашему, а не по-моему?
Ребенку
вашему никто не враг: ни вы, ни я. И вас никто не обвиняет – только слегка
предупреждают. Но имейте на всякий случай в виду: я предупреждаю о том, что
знаю наверняка. В статье почти нет конкретных примеров (не хочется, чтобы
кто-то узнал себя и своего ребенка), но у меня перед глазами прошли тысячи
историй о том, как росли дети и как родители им в этом помогали или мешали.
Хотя обычно для изменения точки зрения хватает двух-трех десятков. Часто
бывает, что в православные НОУ приходят работать наиболее активные родители.
Они, как правило, начинают с того, что предлагают ряд реформ, в которых хорошо
видна та самая «родительская» точка зрения, о которой шла речь выше. Проработав
месяц-другой, эти родители умолкают. К концу учебного года наиболее честные из
них обычно говорят: да, вот бы всем родителям поработать в школе. Столько всего
вдруг начинаешь понимать по-новому…
Примечание.
И все-таки, возможно, в этом разговоре какие-то акценты вы расставили бы
по-другому. Какие-то мои слова могли вам показаться слишком резкими. Не буду
спорить, хотя у меня не было ни цели, ни желания кого-нибудь обидеть. Ну что ж,
попробую еще раз коротко проговорить, что же на самом деле сказано в этой
статье.
16. Резюме
1.
Прежде чем не согласиться с мнением учителя, подумайте о том, что
-
учитель видит ребенка таким, каким он бывает в школе, а вы – только домашний
вариант;
-
для вас все детские проблемы скорее всего уникальны, учителю они уже
встречались – и не раз;
-
вы знаете прошлое и настоящее ребенка, учитель часто видит будущее – по
аналогии с другими, уже выросшими детками;
-
учителя, которые не любят детей, встречаются не так уж часто: им в школе не
выжить.
А
таких, кто не хотел бы детям добра, вообще не бывает.
2.
Дети растут, учатся жить и делают ошибки. Это не повод для отчаянья и вечного
брюзжания.
3.
В определенные периоды ребенок кажется невыносимым, и его нужно потерпеть
таким, какой он есть.
4.
Дети не в силах жить в вечном стрессе от «хождения по струнке». Порядок должен
быть разумным, невздорным и по возможности комфортным. Это касается и школы, и
семьи.
5.
Вводя школьную форму, стоит позаботиться, чтобы она была не только
гипоаллергенной, но и гипоконфликтной.
|